Ценности психолога-консультанта: точка роста или зона риска
Если мы будем в контакте с реальностью и честны перед собой, мы заметим, что наличие некоторого «зазора» между декларируемыми гласными нормами и реальной практикой случается чаще, чем нам бы хотелось. В современных условиях психологическое консультирование начинает рассматриваться не только как способ реализации гуманистической направленности личности и потребности оказать помощь другому человеку в трудной ситуации, но и как профессиональная услуга, приносящая достаточно высокий доход. Это обстоятельство способствует попаданию и вхождению в нашу профессию людей, ориентированных на коммерческие ценности, реализация которых может привести к проблематизации необходимости соблюдения этических принципов (например, стоит ли «отпускать» клиента, если он готов и дальше платить).
Очевидно, пришло время для рефлексии и восстановления ценностных оснований консультационной и психотерапевтической практики. И если для достаточно давно работающих профессиональных психологов, у которых этика, образно говоря, уже прочно «встроена» в профессиональное самосознание, нарушение каких-либо профессиональных норм является результатом личного выбора, за который, возможно, придется расплачиваться попаданием в зону дискомфорта и встречей c супервизором и личным терапевтом, то для неофитов, начавших обучаться психологическому консультированию и психотерапии, их несоблюдение связано с отсутствием знания и необходимого опыта. Речь идет об опыте, который позволяет освоить ценностные основы практики консультирования.